 |
Интернет сбивает цены на связь |
Глядя на мировой успех системы Skype, уже две российские компании
разработали свои программы VoIP-телефонии и предлагают почти бесплатную
телефонную связь
Как стало известно RBC daily, на этой неделе в коммерческую эксплуатацию
будет запущен второй российский проект телефонии VoIP (Voice over Internet
Protocol) – система «Софт Фон» санкт-петербургской компании «Телфин». В конце
октября был запущен еще один подобный проект – система Sipnet, разработанная
компанией TARIO. Разработчики российских аналогов всемирно известной программы
Skype, позволяющей совершать телефонные звонки через Интернет не только внутри
сети, но и на обычные телефоны, считают, что в перспективе их системы
VoIP-телефонии смогут составить серьезную конкуренцию операторам дальней связи.
Основное преимущество технологии VoIP – низкие тарифы на междугородние и
международные звонки, которые в разы ниже, чем, например, предлагает сейчас
«Ростелеком». Тем не менее пока, по мнению экспертов, IP-операторам,
продвигающим на рынок VoIP-технологии, стоит рассчитывать в России только на
нишевые рынки, поскольку уровень компьютеризации и «интернетизации» у нас
намного ниже, чем в Европе или США, где уже более 100 млн активных пользователей
Skype-телефонии.
По данным аналитической компании iKS-Consulting, в июле 2005 г. еженедельная
аудитория сети Интернет в России достигала около 8 млн уникальных учетных
записей, что от общей численности жителей страны составляет всего около 6%. Для
сравнения: уровень проникновения интернет-технологий (число пользователей
Интернета к числу жителей страны) в США составляет 55%, в среднем по Европе –
22%, в Швеции 75%, в Германии 56%. «По предварительным подсчетам, на
коммутированный доступ в сеть (dial-up) приходится около 95% подключений, а на
широкополосный – примерно 5%. Тем не менее рынок широкополосного Интернета
развивается самыми высокими темпами – порядка 40-50% ежегодно», – отметила в
разговоре с RBC daily аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Для
VoIP-телефонии наиболее подходит широкополосный доступ в Интернет. Самыми
крупными рынками широкополосного Интернета в России является московский (к нему
подключены примерно 500 тыс. домохозяйств), а также рынки Санкт-Петербурга (40
тыс.) и Екатеринбурга (около 30 тыс.). По оценкам аналитиков, трафик разговоров
через систему Skype в мире за время ее существования (с 2003 г.) составил около
9,5 млрд минут (для сравнения: по данным iKS-Consulting, весь трафик операторов
IP-телефонии в России в прошлом году составил около 3,5 млрд минут).
По информации RBC daily, на этой неделе санкт-петербургский альтернативный
оператор «Телфин» намерен запустить в коммерческую эксплуатацию свою программу
VoIP-телефонии «Софт Фон». «В тестовом режиме программа X-Lite уже работает
более года, и на ее основе мы создаем отдельный бренд «Софт Фон», – пояснила RBC
daily специалист по рекламе компании «Телфин» Александра Жидких. Эта программа,
аналогичная Skype, позволяет практически бесплатно общаться внутри сети и
звонить по всему миру по цене в несколько раз ниже, чем тарифы «Ростелекома» и
других операторов дальней связи. Уже сейчас мы работаем на всей территории
России и, по сути, благодаря Интернету – во всем мире». В компании рассчитывают,
что до конца этого года к сети «Софт Фон» подключатся сотни пользователей.
Несмотря на скромный старт, «Телфин» намерен в перспективе стать серьезным
конкурентом операторам дальней связи. «Думаю, что VoIP-телефония сможет занять
существенное положение на рынке через 10-15 лет. Мы рассчитываем контролировать
до 50% телефонного трафика, который будет проходить через подобные программы, –
в России это еще Sipnet и, конечно, Skype», – отметила Александра Жидких.
Еще один аналогичный российский проект был запущен в коммерческую
эксплуатацию 25 октября 2005 г. Компания TARIO, разработавшая программу
VoIP-телефонии Sipnet, впрочем, планирует более агрессивное завоевание рынка,
чем питерские конкуренты. «К концу этого года мы планируем подключить порядка
100 тысяч пользователей Sipnet, – сказал RBC daily представитель компании TARIO
Сергей Беловолов. – В ноябре-декабре начнется широкая рекламная кампания в
Интернете. Пока у нас около 20 тысяч пользователей, но емкость сети практически
не ограничена». Конкуренты, естественно, полагают, что это чересчур смелые
планы, отмечая, что наиболее популярная сейчас программа Skype насчитывает в
России не более 100 тысяч пользователей.
Тем не менее участники рынка считают, что потенциал у технологии VoIP в
России есть. В первую очередь, клиентов не могут не привлекать низкие тарифы на
дальнюю связь. Некоторые IP-операторы уже сейчас рассматривают Skype и подобные
ей программы как конкурентов. Как заявлял ранее RBC daily гендиректор компании
«Зебра Телеком» Виктор Каледин, успех подобных проектов в России будет зависеть
от маркетинговой активности производителей на рынке и от устранения важного
препятствия – неразвитости средств платежей за звонки. «Все разговоры внутри
сети – то есть между пользователями Sipnet в любой точке мира – почти бесплатны.
Оплачивается только интернет-трафик, это несущественные затраты при наличии
широкополосного доступа в Интернет», – пояснил г-н Беловолов. По такому же
принципу работает и «Софт Фон». Тарифы на звонки на фиксированные или сотовые
телефоны и «Софт Фон», и Sipnet предлагают действительно низкие: например,
минута разговора с абонентом в Китае, Германии или США через сеть Sipnet стоит
всего 0,025 долл., звонок в Армению обойдется в 0,049 долл. за минуту, в другие
страны СНГ (кроме Белоруссии) – в 0,08–0,09 долл. Вполне сопоставимые цены
предлагает и «Телфин». Звоня через сеть «Ростелекома», абонент заплатит в
несколько раз больше при разговорах с соседними странами и в десятки раз больше,
звоня в Западную Европу, Азию или Америку.
Судя по всему, «Ростелеком» развитие VoIP пока не сильно беспокоит. В
компании отмечают, что с 1 января 2006 г. VoIP-телефония более не будет
рассматриваться в России как отдельная специфическая услуга, а только как
технология реализации основных лицензируемых услуг. «Любое соединение между
абонентами телефонной сети в разных регионах будет рассматриваться как услуга
междугородной (международной) связи, вне зависимости от того, с помощью какой
технологии она реализована, – пояснили RBC daily в пресс-службе «Ростелекома». –
Поэтому не имеет смысла говорить о конкуренции между технологиями. Каждый из
операторов дальней связи будет самостоятельно решать, какая из технологий для
него более выгодна. А пользователь будет выбирать, услугами какого из операторов
пользоваться, не подозревая при этом, с помощью какой технологии они
реализованы».
Аналитики, впрочем, считают, что у подобных сервисов в России есть
перспективы. «Многое будет зависеть не столько от самих компаний – разработчиков
систем VoIP-телефонии, сколько от развития инфраструктуры, роста рынка
широкополосного Интернета. Тем не менее я уверен, что за VoIP – будущее», –
прокомментировал RBC daily аналитик ИК «ФИНАМ» Иван Кабулаев. Эксперты отмечают
еще одну важную проблему, без решения которой повсеместное развитие платных
услуг VoIP в России сомнительно. «Когда речь идет о бесплатных разговорах внутри
сети – все нормально. Однако платные звонки пользователей VoIP-телефонии на
обычные или мобильные телефоны пока не вписываются в российское правовое поле, –
отметила RBC daily аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. – Для развития
платных услуг необходимо создать бизнес-модель, которая не будет нарушать
существующее законодательство».
Отдел экономики «РосБизнесКонсалтинг»
Ольга Соколик, 08.11.2005
Версия для печати